В соционической теории различают 8 так называемых информационных аспекта. Их общепринятое понимание примерно таково:
Деловая логика |
Оценка целесообразности, оптимизация процессов и деньги, деньги, деньги. |
Структурная логика |
Рациональность, справедливость, всяческие закономерности и порядок |
Этика эмоций |
Эмоциональные переживания и состояния. Веселье, смех, истерика. |
Этика отношений |
Симпатии и антипатии. Честь, совесть |
Волевая сенсорика |
Манипуляция объектами, физическая сила, агрессия. |
Сенсорика ощущений |
Телесные удовольствия, чистоплотность. Диван, короче говоря. |
Интуиция возможностей |
Оценка возможностей, идей, выбор из вариантов. |
Интуиция времени |
Образы, воспоминания, фантазии, |
говоря проще - это восемь типов информации, это восемь составляющих, из которых вообще_вся_любая информация состоит.
Известно, что Аушра открыла эти аспекты, основываясь на типологии Юнга – но каким образом, и почему они именно такие – никто не знает. Все, что об этом известно, содержится вот в этой фразе из ее книги «Соционика»:
«Исследование восприятия разных людей показало, что оно имеет восемь аспектов: четыре аспекта состояния тела и четыре аспекта состояния полей. В психике людей они явно обособляются друг от друга и даже отличаются степенью осознанности»
И, хотя, в целом модель А работает правильно и аспекты также в целом именно таковы, какими мы их знаем – для более грамотного применения этих знаний нужно понимать, откуда же они взялись и какова их суть.
Итак, если отбросить деление аспектов на «черные» и «белые», то окажется, что вся соционика состоит ровно из четырех «супераспектов» - это логика, этика, интуиция и сенсорика.
Причем они составляют две пары взаимоисключающих полюсов. Ну, то есть, логика – это отсутствие этики, а интуиция - отсутствие сенсорики. При этом черный и белый аспект полюса - отвечают фактически за одно и то же, просто каждый смотрит на вещи под противоположным углом зрения.
Хотя эта мысль достаточно проста и общеизвестна, мне кажется нужным пояснить ее дополнительно, так как статья рассчитана на любого читателя, вне зависимости от степени искушенности в соционике.
Возьмем ось Логика-Этика. Из модели А известно, что у любого человека один из полюсов этой оси всегда слабый, а второй – всегда сильный. Именно так мы делим людей на этиков и логиков.
Известный соционик Игорь Калинаускас подобрал очень точное слово для определения в разнице полюсов. Разница заключается в ориентации на высоковероятные или низковероятные сущности. Мы станем называть их высокоточные и низкоточные из соображений человеколюбия и любви к простому именованию вещей. Возьмем логику – область этого «супераспекта» охватывает точные объективные вещи, которые можно измерить линейкой или подсчитать их стоимость (в случае с черной логикой) или же передать в качестве аргумента и суждения, которые являются объективными и никак не зависят от восприятия. Например, «человек смертен, Вася человек, значит – Вася тоже смертен». В свою очередь, низкоточные информационые сущности – являются субъективными по своей природе и не могут быть транслированы и запротоколированы, зато, как и все субъективные вещи, являются чрезвычайно гибкими, и в целом, востребованы в социуме в не меньшей мере, чем высокоточные. Шутки-прибаутки, эмоциональные речи, осуждающие слова – все это низкоточный полюс этико-логической оси, и при их трансляции передается именно субъективная оценка:
- почему вы расстались?
- он принял решение уехать в другую страну, а я приняла решение остаться здесь (оценка объективна – то бишь высокоточнна – и транслируется без изменений
//
- почему вы расстались
- он мудак (оценка субъективна – то бишь низкоточнна – и в процессе трансляции может трактоваться сколь угодно причудливо)
Ну и, конечно же, сама модель А подсказывает нам, что полюса взаимоисключают друг друга – так как у любого человека один полюс является сильным, а другой – слабым. С осью Сенсорика – Интуиция дело обстоит точно так же: Неземные интуиты запинаются об объекты материального мира, а приземленные сенсорики не могут представить свою жизнь через два месяца.
(утрированно)
При этом, как снова демонстрирует модель А, - любой полюс оси Логика-Этика может сочетаться с любым полюсом оси Сенсорика-Интуиция: человек может быть силен в сенсорике и логике, а может – в сенсорике и этике или в интуиции и этике.
Таким образом мы выделили две информационные оси, которые находятся, что называется, в непересекающихся областях – то бишь отвечают за принципиально разные информационные составляющие.
Путем тщательного анализа различие между этими составляющими наконец-то было мною выделено и сформулировано. Итак, информационная ось Сенсорика-Интуиция используется для восприятия объектов (и идей ) окружающего мира, а также их взаимодействия, и помогает нам ответить на вопрос «Что?» Иными словами, объект - это описание материальных элементов мира, описание того, что существует по факту и никак не зависит от наших оценок. Табуретка, преступность, вспученность - все это конкретные материальные объекты, их относительное взаиморасположение или даже абстрактный низкоточный - но тем не менее набор объектов.
При этом низкоточный объект – это идея, нематериальная сущность, познать которую «чисто конкретно» невозможно в принципе. А высокоточный - это конкретный объект, который так же в принципе не имеет люфта, не может быть истолкован.
То же самое, как с логикой-этикой, помните? Высокоточный аспект - логика - не может трактоваться, в этом его сила и его же слабость.
Теперь к оси Этика-Логика. Эта информационная ось используется для восприятия оценок и их взаимодействия. Высокоточнная оценка – логическая и объективная, а низкоточная оценка этическая и субъективная. Ну и соответственно, информация, относящаяся к оси оценок, помогает нам понять «какой» объект, каковы его качества.
Именно такое разделение объясняет нам, почему же информация по осям может использоваться в любом сочетании и при этом не мешать друг другу – да они просто лежат в разных плоскостях – плоскости оценок и плоскости объектов.
Также следует отметить, что граница между объектами и оценками всегда четкая, даже если на первый взгляд слово из «оценочной оси» отвечает на вопрос «что?» или слово из «объектной оси» отвечает на вопрос «какой?» (а если еще точнее - "каков?"). Более того – существуют слова, которые в зависимости от контекста передают либо информацию об оценке, либо об объекте. Так что дело не столько в самих словах, сколько в их контекстном значении, в смысле, который пытаются через них передать. Примеры:
Слово «справедливость»(БЛ) - как будто бы отвечает на вопрос «что». Но фактически оно не передает нам информации о сути некоего объекта – а лишь об оценке. «Справедливость восторжествовала» - суть переданной информации в том, что некий объект подвергся действиям, оцененными говорящим как «справедливые». Причем информация о самом объекте нам совершенно не требуется для полного понимания данного выражения. Именно потому, что это слова оценки.
«Безобразие!» - говорит нам драйзер. Как будто бы также отвечает на вопрос «что» - но фактически, суть сказанного в том, что некий объект, ситуация являются «безобразием», то бишь дает низкоточнную относительную оценку происходящему.
Глагол «рвануть» - если человек пытается передать нам суть перемещения физического объекта «он рванул его за рубашку» - то это, конечно же, пример объектной информации (ЧС). А если нам пытаются донести эмоциональное состояние компании людей, которые «рванули в столовку» - то здесь уже имеет место низкоточнная абсолютная оценочная информация (ЧЭ). Это очень важно понять – что смотреть надо не только и не столько на слова, сколько на суть информации, которую пытается донести человек этими словами.
Прилагательные типа «ворсистый, щекочущий, шершавый» - как известно, относят к аспекту БС, хотя на первый взгляд они отвечают на вопрос «какой». Тем не менее, если вглядеться в суть, станет ясно, что подобные слова никак не позволяют нам оценить объект ни с логической точки зрения (вес, размер, соответствие ГОСТу), ни тем более с этической. То есть, на самом деле это лишь описывающие объект слова, а точнее взаимодействие объекта с другим объектом (в данном случае с кожей)
Еще один пример для понимания, что же собой представляют информационные аспекты:
Сенсорика - аспект отвечает за описание кирпича как материального объекта. Все эти поры, которые вы видите на картинке, Сухой, надтреснутый, шершавый, тяжелый кирпич.
Логика - отвечает за высокоточные оценки нашего кирпича: сколько он весит в граммах, какова его высота/ширина, удельная плотность и прочее. Логика описывает характеристики объекта, а не сам объект - потому фото кирпича не нужно, достаточно перечислить интересующие характеристика в какой-нибудь таблице.
Этика - хотя и редко эмоциональную окраску применяют к кирпичам, но почему б и нет.
- Этот чайник называется Nadin. Умм... как это мило с его стороны)
тоже оценка, понятное дело - но низкоточная, воспринимай_как_знаешь_оценка
Интуиция - оценивает абстрактные объекты, например средневековую итальянскую архитектуру. В конечном итоге вся она состояла из мириадов таких вот конкретных кирпичей, сложенных некоторым образом.
Составим теперь более понятную таблицу распределения информации по аспектам:
Аспекты | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
объекты | оценки | ||||||
высокоточные | низкоточные | высокоточные | низкоточные | ||||
абсолютные | относительные | абсолютные | относительные | абсолютные | относительные | абсолютные | относительные |
ЧС | БС | ЧИ | БИ | ЧЛ | БЛ | ЧЭ | БЭ |
Вспороть, рвануть, вмятина | Ворсистый, клокотать, облепить, шершавость | Змея кусающая хвост, пилить сук на котором сидишь, вписаться, некстати, попасть в струю, нестыковка | Обречь, печальный, стихает, начинать, безвременный | Вред, стоящий, 4 573 градуса, 13-го Июля, понадобится | Законность, симметричность, соответствие, в связи с, следовательно. | Славный, восторг, злато, мощняковый, цыганщина | Противно, безобразие, бессовестный, |
В таблице приведены самые простые примеры, для лучшего понимания связи аспектов с данной моделью. Однако, все сложные примеры также могут быть однозначно отнесены в тот или иной полюс при анализе сути доносимой информации. Также следует отметить, что простые, элементарные слова используются соционом для донесения информации по совершенно разным полюсам, и куда проще анализировать выражения и целые предложения, сказанные человеком. Более того, нередко самые примитивные слова и выражения не несут никакой аспектной информации вовсе. Ну, например, анализируя фразу «на улице дождь, поэтому я не буду тратиться на мойку», мы можем прийти к выводу, что человек выдает информацию высокточнную и оценочную (ЧЛ), а если сказано «там такой занудный дождь» - то выдается информация низкоточная и оценочная (ЧЭ). Но сами по себе слова «на улице дождь», лишенные контекста, не могут быть отнесены к тому или иному полюсу.
Нельзя не упомянуть, что попытки рассортировать слова по аспектам уже предпринимались – так, например, увидела свет замечательная книга Владимира Миронова «Семанитка информационных аспектов». Но к большому сожалению, содержимое книги, хоть и стало результатом кропотливой статистической исследовательской работы, не лишено ошибок и фактически представляет собой словарь, полученных методом «тыка вслепую» слов. Понимание этой модели позволит анализировать человеческую лексику на порядок глубже и точнее.
Конечно же, данная модель не сделает вас в одночасье великим типировщиком. Обличье аспектов следует долгое время наблюдать на практике, прежде чем возможно будет уверенно их различать – но внести ясность в суть аспектов она способна.
Применяя модель в процессе типирования, следует в первую очередь концентрироваться на оценке того, в мире каких объектов живет человек – высокоточных или низкоточных, а о какие объекты он, наоборот, запинается, затрудняется с ориентацией в них. Какие он предпочитает оценки – опять же низкоточные или высокоточные. Так как эти признаки являются первичными, и уже сочетания этих признаков и положение аспектов в модели А позволяют говорить об экстра- или интраверсии, рациональности или иррациональности, а также совершать прочие разделения, которых в современном соционическом знании имеется великое множество. В том числе, деление людей на:
Сюда же относятся и признаки Рейнина.
Первичные аспекты проще определять, они не нуждаются в туманных толкованиях, и точнность грубых ошибок в работе с ними – меньше.
Если отбросить физиогномику, знание которой помогает определять тип иных людей с первого взгляда, а взять, например, текстовое общение - то у вас есть куда больший шанс ошибиться, определяя вертность по навязчивости и развязности в общении или же выискивая в тексте типируемого статику-динамику либо квестимность-деклатимность. Хотя из всех, довольно мутных признаков Рейнина – это относительно сносные.
Самые бездарные из известных мне типировщиков пользовались исключительно такими вторичными и третичными признаками типов, и никогда – основными аспектами.
Надеюсь, что понимание модели поможет победить стереотипы вроде:
- кто такие габены? - А это те, кто на диване валяются.
из модели становится понятно, что Габен это тот - кто смотрит на мир через высокоточные относительные объекты , и воздействует на мир, используя высокоточные абсолютные оценки .
И еще важное замечание о применении модели в типировании: при типировании не следует пытаться анализировать каждое сказанное слово - так и с ума можно сойти. Анализировать следует смысл передаваемой информации - целые мысли, концепции, абзацы и предложения. Данная модель создана прежде всего для понимания смысла аспектов.
Более подробно о проявлениях конкретных аспектов читайте в других статьях.
Last update: 2022-07-03